Позитивная трансформация кризисов профессионального развития

14-17
Кризис учебно-профессиональной ориентации
Почему? Профессиональное становление личности начинается со стадии оптации, на которой ядро кризиса – это необходимость выбора способа получения профессионального образования или профессиональной подготовки. С формированием профессиональных намерений постепенно начинает острее переживаться необходимость выбора профессии, понимание ответственности за свою жизнь, чувство одиночества, что предстоит сделать самостоятельный выбор.
В чём преодоление?
• Изучение специфики профессий
• Общение с представителями разных профессий из числа интересующих
• Профориентация с профессиональным психологом
• Осознанный выбор самого молодого человека с учётом профессиональных интересов и способностей, личностных особенностей, потребностей на рынке труда
• Саморазвитие, работа над личностными особенностями и потенциалом
Что затягивает кризис?
• Если выбор профессии не является личным выбором человека
• Если выбор – это следование мнению других значимых людей (родителей, друзей), следование моде, проявление спонтанности выбора или выбор «на зло» (куда угодно, лишь бы не ….).
• Деструктивное разрешение кризиса приводит к ситуативному выбору профессиональной подготовки или профессии, выпадению из нормальной социальной сферы. Девушки и юноши попадают в сообщества с отклоняющимся поведением. Асоциальное поведение часто является формой компенсации внутриличностного конфликта: переживания своей неполноценности, отторгнутости, ненужности
Время обучения в профессиональном заведении
Кризис профессионального обучения
Почему? Перестраивание привычной учебно-познавательной деятельности на профессионально-ориентированную, возникает чувство неудовлетворенности образованием, если выбор был сделан неосознанно переживается разочарование в получаемой профессии, недовольство отдельными учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора.
В чём преодоление?
• Сделать осознанный выбор с учётом профессиональных интересов и способностей, личностных особенностей, потребностей на рынке труда – перевод на другую специальность или в другое учебное заведение, если не устраивает качество обучения, получение дополнительного образования по желаемой профессии.
• В случае ограничений – переосмысление для себя получаемой специальности с рассмотрением возможности раскрытия интереса к ней, нахождение в этой специальности преимуществ через получение большей информации о последующем применении в жизни (изучение опыта успешных представителей профессий, общение с ними), что крайне сложно без привлечения профессиональной помощи.
• Саморазвитие, работа над личностными особенностями и потенциалом

Что затягивает кризис?
• Продолжение обучения без внимания к признакам неудовлетворенности
• уход от реальности (переключение внимания на общение, появление увлечений и хобби, которые никак не связаны с профессиональной реализацией, более серьезные проблемы с зависимостями и т.д)
• Уход из учебного заведения и начало работы

Поступление на работу (от нескольких месяцев до нескольких первых лет)
Кризис профессиональной адаптации
Почему? Психологическая причина в переживании несоответствия ожиданий, сформировавшихся представлений о профессиональной деятельности с реальностью. Неудовлетворенность организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой, столкновение с трудностями адаптации, особенно в коммуникациях с коллегами разного возраста.
В чём преодоление?
• Принятие реальности, опора на факты и события,
• отказ от иллюзорных представлений о профессиональной деятельности путём активного приобретения профессионального опыта,
• активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы
• перенимание опыта от более опытных коллег,
• изучение профессиональной литературы,
• вовлечение в профессиональные сообщества
• понимание интересов в своей профессии и развитие компетенций
• в случае если выбор профессии был неосознанным, понять мотивацию выбора, вернуться к поиску своего профессионального пути, получить дополнительное образование (особенно при деструктивных способах преодоления кризиса, таких как: увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное, непродуктивное выполнение профессиональных функций).
• Саморазвитие, работа над личностными особенностями и потенциалом

Что затягивает процесс?
• Продолжение пребывания в мире ожиданий
• иллюзий о будущей профессиональной жизни с отрывом от реальности
• чтение художественной литературы с образами, подпитывающих идеальные представления о профессиональной жизни
• желание проскочить неприятный период кризиса, перетерпеть
• личностные особенности

23-25
Кризис профессионального роста
Почему? Потребность в карьере при отсутствии перспектив профессионального роста, потребность в повышении квалификации, развитии, неудовлетворенность возможностями занимаемой должности, нарастающий дискомфорт и психологическая напряженность, желание уйти с работы, сменить профессию.

В чём преодоление?
• Принятие реальной ситуации на текущей работе
• Анализ предложений на рынке труда по интересующей специальности, где получится развиваться, повышать квалификацию, новый профессиональный опыт, расширить экспертизу и применить свои компетенции по-новому
• в случае если выбор профессии был неосознанным, понять мотивацию выбора, вернуться к поиску своего профессионального пути, получить дополнительное образование
• Саморазвитие, работа над личностными особенностями и потенциалом

Что затягивает процесс?
• Стабилизация и профессиональная стагнация личности приводит к смирению и профессиональной апатии (может длиться годами, иногда до ухода на пенсию).
• ожидания, что что-то само изменится к лучшему (пассивная позиция)
• желание проскочить неприятный период кризиса, перетерпеть
• временная компенсация разного рода непрофессиональными, досуговыми видами деятельности, бытовыми заботами
• решение об уходе из профессии при отсутствии интересных предложений на рынке труда
• личностные особенности

30-33
Кризис профессиональной карьеры
Почему? Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения. Восприятие стабильно качественного выполнения работы профессионалом как застоя в развитии, на этом этапе специалист, ставший профессионалом и овладев высокой производительностью, становится недоволен собой, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным статусом. Думает над тем, какие приоритеты в профессии, какие ценности? Анализ достигнутого по сравнению с ожиданиями. Появляется желание перемен, а деятельность на этой стадии характеризуется индивидуальным стилем и элементами творчества.
Личность перерастает свою профессию. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры, и не обязательно в рамках данной профессии.
Противоречия между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводят к развитию кризиса профессиональной карьеры.
В чём преодоление?
• Принятие реальной ситуации на текущей работе
• Анализ предложений на рынке труда по интересующей специальности, где получится перейти на более высокую должность, получить карьерный рост в соответствии с карьерной целью
• Обобщение профессионального опыта и наставничество как осмысленный вариант перехода на следующий этап – профессионального мастерства
• Освоение новой специальности в рамках профессии
• Саморазвитие, работа над личностными особенностями и потенциалом

Что затягивает процесс?
• Ожидания, что что-то само изменится к лучшему (пассивная позиция)
• желание проскочить неприятный период кризиса, перетерпеть
• отсутствие интересных предложений на рынке труда
• личностные особенности

38-42
Кризис социально-профессиональной самоактуализации
Почему? Человек, находящийся на стадии мастерства, характеризующийся творческим и инновационным уровнем выполнения профессиональной деятельности, задумывается всё чаще не о том, чего он достиг, а о нереализованных возможностях, упущенных шансах. Потребность в профессиональной самоактуализации становится ведущей при нарастании неудовлетворенности социально-профессиональным статусом на фоне изменений в ценностно-смысловой сфере. Человек начинает ощущать своё изменение на физиологическом уровне, неудовлетворенность возможностями в самореализации. Кажется, что это период последнего поворота, когда приложив все усилия можно серьезно изменить свою жизнь.
В чём преодоление?
• Осознание кризиса и его проживание как этапа в жизни
• Профессиональная сверхнормативная активность
• Профессиональные прорывы с использованием всего накопленного опыта в виде новых идей, изобретений, участия в новых профессиональных проектах, проявление творчества в профессии
• Поиск предложения на рынке, дающего возможность достичь карьерной цели
• Проявление профессиональной и социальной активности
• Саморазвитие, работа над личностными особенностями и потенциалом

Что затягивает процесс?
• Ожидания, что что-то само изменится к лучшему
• желание проскочить неприятный период кризиса, перетерпеть
• отсутствие интересных предложений на рынке труда
• деструктивные варианты разрешения кризиса делают выход из кризиса затяжным через увольнение, конфликты, профессиональный цинизм, алкоголизм, создание новой семьи, депрессию
• личностные особенности

55-60
Кризис угасания профессиональной деятельности
Почему? На фоне психофизиологических изменений формируется состояние ожидания ухода на пенсию, подготовка к новой социальной роли, уменьшение включенности в рабочий процесс (меньше вовлекают в новые проекты, сужается ответственность и круг задач от руководителей).
В чём преодоление?
• Осознание кризиса и его проживание как этапа в жизни
• Принятие изменений в жизни спокойно
• Поддержание интереса к современным техническим новинкам, устройствам
• Поиск возможностей для применения накопленных знаний и опыта после выхода на пенсию (возможное рассмотрение участия в образовательных проектах, центрах наставничества, онлайн консультировании)
• Организация досуга и хобби с привлечением единомышленников

Что затягивает процесс?
• Негативное отношение к социально-психологическому старению
• Желание «задержать время», препятствие в естественном ходе событий
• личностные особенности

65-70
Кризис социально-психологической адекватности
Почему? Ощущение ненужности, неудовлетворенности жизнью, беспокойное и тревожное состояние личности, выключение из активного рабочего состояния резко ухудшает психофизиологическое здоровье на фоне проявлений социально-психологического старения (снижаются интеллектуальные процессы, происходят изменения в эмоциональной сфере) Пристрастие к морализированию и осуждению поведения молодежи, четко прослеживается противопоставление своего поколения поколению, идущему на смену. Неудовлетворенность современной жизнью обусловлена укорочением жизненной перспективы.

В чём преодоление?
• Осознание кризиса и его проживание как этапа в жизни
• Принятие изменений в жизни спокойно
• Наполнение жизни активной деятельностью для применения накопленных знаний и опыта (написание книг, пособий и т.п, возможное рассмотрение участия в образовательных проектах, центрах наставничества, онлайн консультировании)
• Организация досуга и хобби с привлечением единомышленников

Что затягивает процесс?
• Негативное, отношение к социально-психологическому старению
• Желание «задержать время», препятствие в естественном ходе событий
• личностные особенности

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *