Кризисы профессионального развития. Позитивная трансформация

Возрастные и профессиональные ценности влияют на мировоззрение человека на ряду с другими видами ценностей. Когда мы говорим о развитии профессионала, то учитываем, что возрастные и профессиональные ценности отражают конкретный этап личностного развития. Такие ценности более гибкие и меняются по мере прохождения нормативных кризисов личности.
Посмотрим на важную для каждого профессионала специфику каждого кризиса, к чему быть готовым, как осознанно пережить кризис и обновить свои профессиональные взгляды, свою карьерную цель.
Нормативные кризисы профессионального становления личности связаны с субъективными личностными изменениями на разных возрастных этапах. Здесь мы не рассматриваем кризисы по причине потери работы, переезда, потери трудоспособности и т.п.
Проживание кризиса некомфортно и эмоционально болезненно, причиняет неудобства и большие энергозатраты. Однако, избегание проявлений кризиса его переводит в вялотекущий вид и препятствует развитию. Задача пережить кризис и осмыслить себя в профессии, обновить профессиональные ценности.
Как пережить нормативный кризис в профессиональном развитии?
1. Понимать кризис как обязательный этап развития, относительно непродолжительный во времени. Развитие происходит через кризис, влекущий за собой трансформацию ценностно-смысловой сферы.
2. В основе кризиса внутренний психологический конфликт между субъективными особенностями и объективной реальностью (Если на первых стадиях профессионального становления имеются объективные причины: смена ведущей деятельности, кардинальное изменение социальной ситуации. На последующих стадиях — субъективные — изменение самосознания, перестройка профессионального сознания, возрастание уровня притязаний и самооценки, проявление потребности в самоутверждении и др)
3. Понимать трансформацию и развитие как цель кризиса (качественное проживание кризиса ведёт к переходу на новый уровень в профессионализации, в то время как избегание кризиса или деструктивные формы проживания кризиса ведут к неадаптивной линии развития)
4. Осознать возникающие причины некомфорта, неудовлетворенности в работе
5. Сформировать отношение к кризису, как к этапу развития личности в профессии, выбрав для себя тактику «проживания» кризиса
6. Поддерживать ресурсное состояние (стараться вовремя восполнять силы и заниматься в этот период интересными Вам хобби, способствуя снятию напряжения)
7. Составить план выхода из кризиса, поскольку поэтапное осознание истинных причин, того, что нужно сделать, чтобы перейти на следующую ступень развития, нахождение путей выхода из кризиса. Здесь можно обращаться к карьерному консультанту, психологу, которые смогут создать условия для осознания ключевых отправных точек.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *