Поколение Хоумлендеров или Z, на какие ценности опираться в раскрытии потенциала

Сегодня я посвящаю статью тем, кто будет в скором времени стоять перед выбором своей будущей профессии. Мне, как HR менеджеру и психологу, который много лет занимается развитием профессионалов, представляется важным посмотреть на этот вопрос с точки зрения теории поколений, поговорить о  ценностях представителей поколения Z или Хоумлендеров.

О поколении сегодняшних детей известно уже не мало. Хоумлендеры или поколение Z, могут стать настоящими учёными-исследователями, есть такая черта у них, как увлечённость узко специализированными сочетаниями 2-3 наук, которые можно скомбинировать таким образом, чтобы по-новому посмотреть на науку и сделать открытия.

Почему важны ценности? Мой подход к развитию личности в профессии системный. Если описывать его просто и кратко: связи элементов в системе дают закономерный результат.

Человек – единица социальная и одновременно уникальная личность со своей внутренней позицией, сформированной системой личностных смыслов, на основе которых строится мировоззрение, как обобщенная система взглядов на мир в целом и на свое место в нём. Система личностных смыслов определяет индивидуальные варианты ценностных ориентаций, где ценность – это субъективная оценка конкретных свойств предметов, явлений.

Таким образом, система ценностей служит повседневным ориентиром нашего поведения, принятия решений и в целом жизнедеятельности. В том числе в выборе профессии. В системе ценностей несколько пластов — это поколенческие ценности (они не меняются и свойственны на протяжении всей жизни), гендерные (свойственные мужским и женским ролям, тоже устойчивы от изменений), возрастные ценности (меняются в зависимости от кризисов развития личности и определяют приоритеты), профессиональные ценности (видоизменяются по мере развития профессионала) и др.

Личность человека находится в развитии, однако, в системе её ценностей есть фундаментальные, не меняющиеся со временем, задающие модели поведения, свойственные человеку, но есть и более гибкие, помогающие адаптации и дальнейшему развитию. Личность способна сознательно выбирать единственно правильное для себя решение и совершать волевые действия, соответствующие выбору, сделанному сквозь призму своих ценностей. Таким образом, основополагающим элементом, влияющим  на выбор, модель реагирования на то или иное явление, является «сформированная внутренняя система фильтрации», система ценностей  (ценностей поколения, гендерных, возрастных, семейных, профессиональных, др).

Ценности поколения свойственны людям одного поколения. Они формируются у ребенка до 10-12 лет в виде безусловно запечатлённых (ведь для ребёнка мир вокруг естественный, единственный и не оценивается критически). В основе лежат глобальные общие события,  происходящие в стране, мире, о которых знают все (например, спортивные победы, покорение космоса, военные конфликты, научно-технические изобретения, меняющие мир), информационные сообщения (весь информационный поток), пришедшийся на период развития ребенка до 12 лет, говорящий о том или ином явлении «это плохо», «это хорошо» (например, в детстве поколения Х (1964-1984) «хороший ребёнок делает всё сам»),  подходы к воспитанию, применяемые поколением родителей, определяющие приоритеты в развитии детей с их точки зрения (на основе их поколенческих ценностей) (например, «учиться никогда не поздно», «Век живи – век учись»)) и то, что является дефицитом.

Исследования, проведённые rugenerations (исследовательским центром теории поколений в России Евгения Шамис, Евгений Никонов) с 2002 года подтверждают наличие ценностей поколений не только на территории страны, но и схожесть ценностей представителей поколений разных стран. Это не значит, что все люди одного поколения одинаковы, как под копирку, это говорит о наличии общего пласта ценностей, в основе структуры ценностей, сочетания же и комбинации ценностей в каждой личности уникальны.

Поколение Z или Хоумлендеры (Домоседы) — это люди, в научно-практической теории поколений, рожденные с 2003 по 2023(4) год, имеющие общие ценности поколения, сформировавшиеся до 12 лет под влиянием общих глобальных событий (таких как: цифровая среда, он-лайн жизнь, национальная безопасность в широком смысле, о которой везде говорят, пандемия Covid-19), информационных сообщений  («раскрытие потенциала с рождения», возрастные ограничения 0+), а также под влиянием подходов к воспитанию детей родителями (большинство которых носители ценностей поколения Х, частично М), для которых дети – уникальные, не похожие на других, и для детей не существует ограничений в развитии, приоритет в раскрытии потенциала в многообразии всего, что может привести к успеху, в том числе с раннего детства можно заниматься наукой, технологиями и дефицита живого общения.

Поколение Z или Хоумлендеры (Домоседы) 2003-2023(4)

Ценности Живое общение

Дом (моё место, уют)

Комфорт и безопасность во всём

Глубокие научные познания на стыке нескольких наук

Чем заинтересовать? Чаще общаться вживую, обсуждая общие события, делая что-то вместе

Поддерживать комфорт и уют

Обеспечивать безопасность (дети, пережившие пандемию, в младшем возрасте восприняли и запечатлели важность санитарных норм, дистанций, способность науки справляться с глобальными опасностями и изобретать способы борьбы с заболеваниями. Для них будет важным способность защитить себя от подобных явлений в будущем и профилактика возможно станет способом обеспечения безопасности)

Наука и глубина научных познаний, любознательность и готовность изучать  (в разговоре на любые темы, тем более научные, Вам нужны глубокие знания и умение обосновать и подтвердить доказательствами)

Как давать обратную связь? Дипломатично. Избегать эмоционально громкого разговора, напора, давления, крика.

Совместное обсуждение и договоренности (договариваться обо всём на берегу, проговаривая все планы и менять по соглашению), логичное выражение Вашей позиции с готовностью и умением выслушать мнение.

Как сказать, чтобы Вас поняли?

 

Проявить участие к интересам, показать свои глубокие знания в интересующей теме в мягкой, не назидательной форме. Сказать о чувствах, которые испытываете, причин по которым переживаете. Предложить обсудить, чтобы достигнуть взаимопонимания.
Как мотивировать? Партнерство через дружбу, через умение договариваться и совместное обсуждение тем, интересных ребенку. Особенно если удастся продемонстрировать свои глубокие познания в науке.

Посещение выставок робототехники, выставок современных экспериментальных разработок на стыке нескольких наук

Через повествование — storytelling (Сторитейллинг). Им нравится рассказывать истории на разные темы и учиться это делать интересно. Общаясь больше с детьми, используя богатый русский язык, описания, обороты, можно способствовать развитию культуры речи. Тематика широкая  (что такое хорошо, что такое плохо, что такое дружба и тп).

В обучении Акценты на разнообразие, познавательные эксперименты в учёбе, комбинирование на стыке  биологии, технологии, коммуникаций. Интерес к узкой научной тематике по этому комбинированию

 

 

Если очень сжато и коротко, то ценности, определяющие поведение человека не передаются по наследству, они формируются по чёткому алгоритму и имеют разную устойчивость. Самые устойчивые ценности поколения, гендерные и семейные. Формированием ценностей до 12 лет занимаются в воспитательном процессе. Для родителей важно понимать следующее:

  1. Повлиять на ценности поколения полностью нельзя (как и изолировать ребенка от внешнего мира. Окружающая среда в широком смысле будет влиять – глобальные события будут происходить, информационные потоки по поводу событий будут идти)
  2. Можно повлиять только на то, что находится в зоне Вашего влияния – на себя (своё поведение – личный пример, который формирует отношение к тем же глобальным событиям, и Вы можете давать оценку событиям «что плохо», «что хорошо», объясняя подробно причинно-следственные связи мягко и не назидательно. А также на Ваши подходы к развитию и воспитанию, на то, что Вы ставите в приоритет в выборе предметов для изучения ребенком, секций, кружков или развивающих центров, на чём делаете акценты.
  3. Ребёнок до 10-12 лет безусловно запечатлит ценности семьи, на их качество и содержание влияете Вы

3.1.      Важны события семейного масштаба, несущие определенные эмоции по их поводу. Семья как общность, команда с общей целью имеет те же групповые процессы, динамику, важно объединение, признание ролей каждого, что в том числе позволяет выделять ответственность и проявлять себя для общего благополучия семьи, чувствовать эмоциональную поддержку членов семьи и др..  Сибытия в жизни семьи происходят стихийно или Вы можете, например, создать традиции, такие как, к примеру,  отмечание успеха. События, которые помнят дети запоминаются форматом и эмоциями. Вспомните, когда Вы организуете общий праздник, или даже чаепитие, туристический поход, путешествие, поездку на природу – это запоминается, когда готовитесь к нему все вместе. Так в непринуждённой обстановке обсуждается ценность успеха или всё, что, Вы хотите, в эти моменты Вы наделяете понятия смыслом – проговариваете подробно с примерами, что «хорошо, что плохо».

3.2.        То, что будет у ребёнка в дефиците будет наиболее ценным во взрослом возрасте. Это может быть на уровне личности всё, что угодно. На уровне поколения современных детей дефицит в живом личном общении, а для поколения Х (1944-63) — это ценность быть «не таким как все, уникальность». При этом для каждого конкретного человека на индивидуальном уровне дефицитом становится что-то своё, то, в чём была потребность, но чего или не было, или было мало. То, что оказывается в дефиците на уровне семьи, будет больше цениться. Вне зависимости управляете Вы этим дефицитом (сознательно или бессознательно), у каждого всё равно остаётся то, чего ему не хватало в детстве. Дефицит определяет ведущую потребность во взрослой жизни, когда будет возможность самостоятельно делать свой выбор

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *